Когнитивные, экологические и урбанистические аспекты в программах дополнительного профессионального образования (на примере международных архитектурно-художественных школ)
DOI:
https://doi.org/10.48612/dnitii/2025_57_91-97Ключевые слова:
объекты городской рекреационной и туристической инфраструктуры, урбоэкология, экодизайн, когнитивная урбанистика, архитектурно-художественные школы, научно-популярный туризмАннотация
В статье рассмотрены научно-методические основы взаимодействия архитектуры, дизайна и психологии в качестве когнитивных, экологических и урбанистических аспектов творческих проектов и дизайнерских концепций, разрабатываемых в рамках программ дополнительного профессионального образования. На примере личного опыта разработки рабочих программ и проведения международных архитектурно-художественных школ различного объема и направленности авторы выявлено особое значение данных факторов в контексте актуальных вызовов современного развития общества, системы высшего и дополнительного образования и устойчивого развития городской среды согласно стратегическим целям и национальным проектам «Образование», «Экология», «Жилье и городская среда», «Инфраструктура для жизни», «Туризм и гостеприимство». Рабочие программы, разработанные по творческим дисциплинам (дизайн городской среды, ландшафтная архитектура, ревитализация бывших промышленных территорий, реновация общественных пространств, экодизайн) учитывают данные аспекты и запросы на всех уровнях: от разработки технического задания на проектирование до практической реализации концептуальных дизайнерских идей в данном направлении, а так же дальнейших научно-практических исследованиях по итогу натурных обследований и пленэров. На основе опыта реализации программ с применением передовых цифровых технологий и коммуникационных процессов в образовании и науке, сделаны выводы о необходимости интеграции программ ДПО творческой направленности на постоянной основе для плодотворного международного сотрудничества университетов, полноценного развития и повышения квалификации ученического и педагогического состава высших учебных заведений.
Библиографические ссылки
1. Пастух О.А. Архитектурные аспекты и конструктивные решения формирования и устойчивого развития дизайна городской среды/ О. А. Пастух, В. Н. Елистратов, И. В. Есауленко/ Системные технологии. — 2024. — № 2 (51). — С. 162 – 170.
2. Крашенинников А. В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды : [монография] / А.В. Крашенинников ; Курс. - Москва : Курс, 2020. - 209 с. : ил.
3. Луговская И. Р., Педагогическое образование в североевропейских странах / Луговская И. Р., Орлова Л. В., Печинкина О. В., Старостина Е.Н./ Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова". Архангельск, 2014.
4. Луговская И. Р., О совершенствовании вузовской подготовки социальных педагогов/ Вестник Герценовского университета. № 12 (86). – СПб, 2010. – С. 65 – 66.
5. Артемьева В. А. Исследование отношения иностранных студентов к образовательной среде вуза как основа его интернационализации/ Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические параллели» С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. — СПб, 2018. — С. 4 – 11
6. Пастух, О. А. Творческий мастеркласс как способ межнационального педагогического взаимодействия / Пастух О. А., Головина С. Г.// Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические параллели» С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. — СПб., 2018. — С. 487–491 (0,5 п.л.).
7. Shamakhov, V. A. Assessing the impact of creative industries development on cultural heritage and tourism / V. A. Shamakhov, D. I. Burlov // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Vol. 1, No. 11(140). – P. 207-214. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2023.11.01.022. – EDN YCHNUS
8. Коршунова, А. Г. Роль молодежи в устойчивой реставрации культурного наследия / А. Г. Коршунова, Д. И. Бурлов // Наследие в руках молодежи: новые тренды : Сборник статей международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 26 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2023. – С. 13-15. – EDN WNVYBE
9. Цифровые технологии в организации Летней архитектурной школы / Пастух О.А./ В сборнике: Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт информационных технологий и технологического образования. Санкт-Петербург, 2023. С. 216-221.
10. Веселова Е. К., Образовательные технологии формирования нравственного компонента коммуникативных умений студентов/ Веселова Е.К., Артемьева В.А./ В книге: Новые модели коммуникации в образовательной среде. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – СПб, 2019. – С. 23 – 40.
11. Пастух, О. А. Применение новейших цифровых технологий в педагогическом дизайне (на примере архитектурного образования)/ В сборнике: новые информационные технологии в архитектуре и строительстве. материалы IV международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. с. 69.
12. Щербакова, С. В. Молодежь и виртуализация наследия: новые формы обучения и презентации / С. В. Щербакова, Д. И. Бурлов // Наследие в руках молодежи: новые тренды : Сборник статей международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 26 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2023. – С. 135-139. – EDN ELSPCI.
13. Пастух, О. А. Дизайнерский подход при формировании когнитивных моделей городской архитектурной среды /Пастух О. А./ Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды : материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции [04–05 апреля 2022 года] ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2022. – с. 85 – 90
14. Васильева, В. А. Молодежь и инновации в охране традиций и обычаев / В. А. Васильева, Д. И. Бурлов // Наследие в руках молодежи: новые тренды : Сборник статей международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 26 сентября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2023. – С. 61-63. – EDN QHSXBA
15. Геймификация как инструмент взаимодействия в цифровой образовательной среде /О. А. Пастух, Ю. А. Жук, Д. И. Бурлов// Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : Сборник научных статей по материалам международной ежегодной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 марта – 07 2021 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2021. – С. 53-60. DOI:10.53115/9785001880363
16. Меженин А.В., Извозчикова В. В., Бурлов Д.И. Моделирование виртуальной среды в технологиях кибервизуализации и виртуального присутствия Кибернетика и программирование. 2019. № 4. С. 26-35.
17. Mezhenin A., Polyakov V., Burlov D., Zykov A., Izvozchikova V. The synthesis of virtual space in the context of insufficient data, Advances in Intelligent Systems and Computing (см. в книгах). 2020. Т. 1127 AISC. С. 39-46.
18. Тетюев Е.В., Перспективы использования браузерной технологии WEBGL в современном образовательном процессе/ Тетюев Е.В., Жук Ю.А./ В сборнике: новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 104-109.
19. Тетюев Е.В., Использование WebGL для визуализации учебных материалов в образовательном процессе/ Тетюев Е.В., Жук Ю.А./ Труды Международной конференции по компьютерной графики и зрению "Графикон". 2020. № 30. С. 59-66.